[на главную]
""
[на главную]
[о компании]
[новости]
[продукция]
[Подарок]
[Сделать заказ]
[наука]
[ПРЕПАРАТЫ ДЛЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ]
[спорт]
[F.A.Q]
[гостевая книга]
[адреса]
[e-mail]
Rambler's Top100 Rambler's Top100
 
 

Журнал "5Колесо", №6, 2003 г.
(Полная версия)

Шабанов А.Ю., Зайцев А.Б.
 

Лекарство от несварения (часть 1)

Любой автолюбитель знает, насколько различается качество бензина в зависимости не только от фирмы, предлагающей топливо, но даже от АЗС, принадлежащей одной и той же фирмы. По нашим оценкам, в группе топлив среднего ценового диапазона, разброс октанового числа по бензинам группы А-76 составляет 3...4 единицы ( от 77 до 81 при норме - не менее 80), группы А-92 - 1...2 единицы (от 90.5 до 92.5 при норме 92). Полностью соответствующий ГОСТ бензин А-95 в городе найти вообще трудно.

Причины этого в целом очевидны. Фирмы высшей ценовой группы используют готовые топлива, получаемые на заводах по высоким технологиям каталитического риформинга и каталитического крекинга. Эти топлива достаточно дороги и большой прибыли на них не сделаешь. Кроме того, эти топлива практически недоступны фирмам "средней руки". А торговать хочется и им. В этой ситуации активно используется технология химизации топлив, при которой высокооктановое топливо получается из сравнительно дешевого низкокачественного прямогонного бензина путем добавления высокооктановых компонент или высокооктановых присадок. Топливо, получаемое по этим технологиям, полностью соответствует действующим ГОСТам. Однако это говорит не о качестве топлива, а о несовершенстве ГОСТа, который разработан не в интересах обеспечения должных потребительских качеств топлива, а призван в значительной степени облегчить жизнь бензинщикам.

Но это - вопрос отдельной дискуссии. А пока приходиться считаться с реалиями нашего топливного рынка - большая часть топлива на рынке Северо-Запада весьма условного качества.

Естественно, бензин, поступающий на рынок, соответствует далеко не совершенному ГОСТу. Но особенности химического состава наиболее часто применяемых высокооктановых компонент не обеспечивают сохранения потребительских качеств бензинов в течение длительного срока хранения. Поэтому октановое число таких бензинов постепенно снижается. Если АЗС расположена в городе, имеет приличный оборот топлива, то это не очень заметно. Но если на АЗС постоянно накапливаются остатки топлива, то на качество бензина на них полагаться не приходится. Особенно это касается областных контейнерных АЗС, имеющих малые обороты топлива и выживающих за счет сравнительно низких цен.

Как же быть в этой ситуации? Если Вы - счастливый обладатель отечественной машины, то тут все ясно. Двигатель задетонировал - вылезайте, регулируйте зажигание, и, поминая "добрым словом" бензинщиков, вырабатывайте заправленное топливо, стараясь при этом не давить на педаль газа сильно и резко. Если же Вы, к несчастью, пересели на дорогую иномарку, то тут все плохо. Умный двигатель просто будет страдать несварением подобного бензина и в лучшем случае просто откажется работать. В худшем же случае Вы рискуете попасть на хорошую сумму денег на ремонт и регулировку двигателя. У многих еще на памяти чудеса, которые творились некоторое время назад из-за "качественного" бензина одной из топливных фирм. Много двигателей иномарок тогда вышло из строя из-за зависания клапанов и залегания поршневых колец. Автору статьи самому приходилось писать экспертные заключения в суд по этим делам.

И все же, где же выход в этой ситуации? Одно из решений очевидно - лейте бензин в бензобак на заправках известных фирм. Но и это не всегда дает результат, поскольку и на этих АЗС иногда возникает соблазн получить лишнюю "копеечку", закупив дешевый бензин. С этим борются сами фирмы, но алчность - штука непобедимая.

Другое решение предлагают фирмы-производители препаратов автохимии. В настоящее время на рынке имеется группа препаратов под общим названием "корректоры бензинов" (они же - октан-корректоры, они же - бустеры), специально ориентированная на ситуации неожиданной заправки топливом ненадлежащего качества. Интересно то, что, несмотря на очевидную национальную ориентацию проблемы некачественного топлива, все эти препараты импортного производства. Возможно, это означает, что и в цивилизованных странах проблема игр с топливом наличествует. А может, она возникала там с приходом очередной волны русской эмиграции? Неизвестно...

Рекламные материалы по этим препаратам обещают чудеса - и октановое число поднимется, и двигатель будет работать лучше, и токсичность упадет. Это объясняется тем, что помимо высокооктановых компонент в состав этих препаратов добавляются компоненты топливных очистителей, о механизме работы которых мы писали ранее ("Мойдодыры для моторов", "Пятое Колесо", №3, 2003 г.).

Мы попробуем выяснить, насколько рекламные обещания соответствуют действительности. Для этого редакцией нашего журнала была проведена независимая экспертиза трех препаратов группы корректоров бензинов на лабораторной базе кафедры ДВС Санкт-Петербургского Политехнического университета. Названия этих препаратов мы расшифруем в конце статьи, а пока это будут просто Препарат-1, Препарат-2, Препарат-3.

Методика экспертизы была предельно проста.

Сначала готовилась смесь из бензинов двух марок (А-76 и А-92) с препаратами в концентрации 0.5%, 1%, 1.5%, 2%. Следует отметить, что фирмы-производители рекомендуют использование препарата в концентрации порядка 0.5...0.8%, но нам было интересно - а что будет, если препаратов не жалеть, может, получим супербензин с октановым числом больше 100 (инструкция по одному из препаратов давала шанс на это надеяться - в ней было обещано повышение ОЧ на 5...6 единиц).

Часть пробы бензина была оставлена на отстой, чтобы посмотреть, что будет со смесью через некоторое время (2 недели). Сразу отметим, что тут было все в порядке - никаких видимых изменений с бензином во времени не произошло.

Немного о том, что наблюдалось в процессе смешения бензина с присадками. Препарат 1 представляет собой желтовато-розоватую жидкость с резким запахом. Смешиваясь с бензином, он не дает каких-либо видимых изменений. Препарат 2 - цвета марганцовки средней концентрации, что выдает в нем присутствие марганцевого антидетонатора. С введением его в топливо желтый цвет бензина А-76 меняется на розоватый, голубой бензина А-92 - практически не изменился. Препарат 3 - розоватая маслянистая жидкость с резким запахом, выдающим присутствие ароматиков. Картина его смешения с бензином отличалась от того, что мы видели при подготовке смеси с другими препаратами. Бензин моментально резко мутнел, по прошествии 5...7 секунд - восстанавливал свою прозрачность. При этом на стенках прозрачной колбы обнаруживались капли воды, которой не было раньше. Причем значительно более выражен данный процесс был при подготовке смеси с бензином А-76. Мы посмотрели в описание препарата - там было заявлено наличие влагопоглотителя, удаляющего воду из топлива. Ну что же, его действие проявляется достаточно наглядно. Только непонятно пока, куда потом удаляются эти капли воды, выделенной из топлива.

Далее были произведены испытания проб бензинов и смесей бензинов с препаратами на одноцилиндровой исследовательской установке УИТ-65, которая предназначена для определения величин октановых чисел топлив. Методика испытаний стандартна и предписана действующим ГОСТ. Определялось октановое число по исследовательскому методу (есть еще моторный и дорожный методы).

Для начала определили октановые числа бензинов без присадок. Здесь все в порядке - 80.2 при нормативе не менее 80 для бензина А-76 и 92.2 при нормативе 92 для бензина А-92. Теперь можно указать и фирмы, на АЗС которых были приобретены бензины - "Фаэтон" (А-76) и, как многие уже поняли по цвету бензина, "Лукойл" (А-92).

Далее последовательно стали исследовать пробы смесей топлив с препаратами.

Для всех смесей было отмечено увеличение октанового числа, но картина влияния препарата в зависимости от сорта бензина и концентрации препарата было различным. Сразу отметим, что никакого супервысокооктанового бензина мы не получили, несмотря на торжественные обещания одной из фирм-производителей корректоров (препарат 2).

Картина влияния препаратов на антидетонационные свойства бензинов представлена на рис.1,2.

Как видно из полученных результатов, препарат 1 достаточно малоэффективен для низкооктановых бензинов в концентрациях, рекомендованных фирмой-изготовителем. Ощутимый рост октанового числа начинается с концентраций более 1%. Для высокооктановых бензинов результаты лучше - максимальное увеличение октанового числа лежит именно в области рекомендованных концентраций. Действительно, для форсированного двигателя, настроенного на предел детонации, увеличение октанового числа на 1.0...1.5 единицы в ряде случаев может быть критическим, и уж наверняка - всегда полезным. Но увеличение концентрации сверх 1% нецелесообразно - ибо эффект резко уменьшается.

Для препарата 2 степень влияния на бензины А-76 и А-92 примерно одинакова - те же 1.5...1.8 единицы октанового числа на 1% добавки... А ведь обещалось 5...6 единиц (!), причем независимо от того, какой бензин используется. Неужели этим специалистам по автохимии не понятно, что степень влияния препарата (т.н. "приемистость" бензина) для бензина А-76 несколько отличается от того, что можно получить на бензине А-98?. Впрочем, пусть это будет на их совести... Картина влияния препарата 2 на бензин А-92 практически повторила результат, полученный на смесях с препаратом 1 - то же самое насыщение при концентрациях, больших рекомендованных.

Препарат 3 показал наибольшую эффективность в плане повышения октанового числа. Причем здесь тоже наблюдалась различный темп роста антидетонационных свойств в зависимости от сорта бензина. Чем ниже октановое число базового топлива, тем эффективнее работает препарат. Так, для бензина А-76 1% добавки увеличил октановое число на 3.5 единицы, тогда как для бензина А-92 - всего на 1.7. Интересно, что для высокооктанового бензина в зоне концентраций до 1% все присадки работают примерно одинаково, однако для препарата 3 не наблюдается снижения степени эффективности при росте концентрации сверх рекомендованной величины. Такое поведение смеси характерно для работы не антидетонатора (как препараты 1 и 2), а смеси бензина с высокооктановой компонентой. Причем полученные результаты позволяют оценить и октановое число собственно препарата 3 - порядка 270...290. Это подтверждает наличие в препарате каких-то ароматиков.

О чем говорят полученные результаты? Очевидно, о том, что препараты действительно эффективно влияют на свойства топлива и способны в критической ситуации спасти двигатель. Однако резкое отличие эффективности препарата 1 на бензинах А-76 и А-92 говорит о его чувствительности к групповому составу топлива. Да оно и понятно - там, где он разрабатывался, прямогонных бензинов никто никогда и не видел... А вот адаптировать препарат к условиям рынка России следовало бы. Уж, в крайнем случае, - не просто переписать перевод инструкции, данной производителем, а все-таки проверить свойства препарата в условиях наших реалий и скорректировать методику использования. Для препарата 2, как уже отмечено, отмечалось несоответствие рекламных обещаний полученным результатам. Да и простая логика говорит, что нельзя указать конкретную цифру эффекта в условиях совершенно разных базовых бензинов, в которые может быть залит данный препарат. Вот тут производители препаратов 1 и 3 поступили мудро - в инструкции написано, что октановое число повышается, и только - попробуй придерись...

Теперь прикинем, как можно наиболее эффективно использовать рассмотренные препараты. Первая мысль, возникающая у автолюбителя - а нельзя ли брать, допустим, бензин А-76 и, вливая в него флакон препарата, получать А-92 (или более высокооктановый), то есть реализовать технологию получения бензина методом химизации непосредственно в баке своего автомобиля? Наиболее эффективный препарат - №3, но даже с помощью флакона этого препарата (180 мл) можно получить только 6 литров бензина А-92 из А-76. Дороговато будет... Да и 95-й из 92-ого получать тоже накладно.

Поэтому можно выделить основную функцию этих бензинов - это обязательный компонент "аптечки" автомобиля, особенно с инжекторным двигателем, используемый в ситуации вынужденной заправки топливом ненадлежащего качества. Кроме того, заявленное всеми производителями повышение в случае использования препаратов мощности автомобиля, снижение расхода топлива и уменьшение токсичности выхлопа - тоже соблазнительные моменты. Подтверждается ли это реально - мы пока не знаем, но попробуем остановиться на этом в следующей фазе экспертизы, построенной на базе стендовых испытаний топливных смесей на базе бензинов с рассмотренными корректорами.

Ну, а теперь пришло время раскрыть инкогнито. Итак, в роли действующих лиц в нашей экспертизе использовались:

Motor Booster     Super Octan Corrector     Е-3000    

Препарат 1 - Препарат "Motor Booster" (усилитель октанового числа) фирмы STP (USA). Место приобретения - отдел автохимии супермаркета "Сезон" (ул. Замшина). Расфасовка - 250 мл, цена - 103 р.

Препарат 2 - Препарат "Super Octan Corrector" (очиститель-октан-корректор) фирмы Hi-Gear (USA) Место приобретения - фирменный отдел автохимии AGA, Гражданский, 31. Расфасовка - 375 мл, цена -144 р.

Препарат 3 - Корректор бензинов "Е-3000" (Франция). Место приобретения - фирменный магазин "Энергия-3000" на ул. Попова. Расфасовка - 180 мл, цена - 94 р.

Мы специально указываем место приобретения препаратов, чтобы фирмы-дистрибьюторы указанных фирм могли бы проверить, а не фальсификаты ли мы испытывали...

Автор статьи: Шабанов А. Ю.,
доцент кафедры "ДВС" Санкт-Петербургского Государственного технического
университета, кандидат технических наук.



"" Вернуться в начало страницы?

""

Cписок статей

продукция