ГОУ «Санкт-Петербургский государственный политехнический университет»
Кафедра двигателей внутреннего сгорания
Утверждаю
Проректор по научной работе
профессор Башкарев А.Я.
ТЕХНИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ
по научно-исследовательской работе
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ПРОМЫВОЧНЫХ ЖИДКОСТЕЙ НА КАЧЕСТВО ОЧИСТКИ МАСЛЯНОЙ СИСТЕМЫ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ
Зав .к афедрой ДВС, профессор Галышев Ю.В.
Ответственный исполнитель:
К.т.н., доцент Шабанов А.Ю., кафедра ДВС СПбГПУ
Исполнители:
К.т.н., доцент Зайцев А.Б., кафедра ДВС СПбГПУ
Магистр Пономарев А.С.
Магистр Немчикова М.Н.
Санкт-Петербург, 2004 г.
1. Цель работы
Целью настоящего исследования явилась разработка методики и проведение сравнительной экспертизы качества работы промывочных жидкостей для масляной системы двигателей внутреннего сгорания.
Результаты, полученные в ходе настоящей работы, переданы Фирмам-Заказчикам для совершенствования состава и технологии использования промывочных жидкостей, а также для использования в рекламных целях.
2. Объекты исследования
В качестве объектов исследования по согласованию с Фирмами-Заказчиками были выбраны семь промывочных составов:
Препарат №1 – пятиминутная промывка фирмы « Спектрол »;
Препарат №2 – экспериментальная десятиминутная промывка фирмы «Энергия-3000» (состав 1);
Препарат № 3 – анонимная десятиминутная промывка фирмы « Химпромпроект » (состав 1);
Препарат № 4 – анонимная десятиминутная промывка фирмы « Химпромпроект » (состав 2);
Препарат № 5 – анонимная десятиминутная промывка фирмы « Химпромпроект » (состав 3);
Препарат № 6 – экспериментальная десятиминутная промывка фирмы «Энергия-3000» (состав 2);
Препарат № 7 – препарат Antifumee фирмы «Энергия-3000» (рекомендованный, как двухсоткилометровая промывка).
Моторные испытания проводились на двигателе ЗМЗ-402.10 с использованием минерального моторного масла « Лукойл-Стандарт » 10 W 40 на бензине А-76 « Лукойл ».
Испытания проводились в Лаборатории ДВС кафедры ДВС СПбГПУ . Химический, спектральный и оптический анализ проб масла проводился в Испытательной лаборатории «Малотоннажные химические продукты» (ГП «Прикладная химия»).
2.1 Визуальный анализ качества очистки
Визуальный анализ качества очистки двигателя проводился путем сопоставления состояния поверхностей клапанного механизма, клапанной крышки и масляного поддона после загрязнения и после очистки двигателя препаратами. Оценка качества очистки проводилась группой из пяти экспертов с последующим усреднением. Наилучшее качество очистки оценивалось оценкой «5», наихудшее – оценкой «1».
Результаты экспертных оценок представлены в таблице.
2.2 Изменение вязкости моторного масла
Анализы кинематической вязкости проводились для проб масла, отобранных сразу после ввода промывочной жидкости и проб свежего масла, отобранных после наработки двигателя после промывки. Это необходимо для отслеживания влияния остаточного количества старого масла, содержащего промывочную жидкость, на рабочие параметры свежего масла.
Результаты замеров представлены в таблице.
2.3 Результаты анализа проб масла методом УФ спектроскопии
Анализ проб чистого масла, залитого в двигатель после промывки и отработавшего 5 моточасов на оптическую прозрачность показывают уровень остаточного загрязнения продуктами разложения и старения, полученного при смешении чистого масла и старого масла, оставшегося в скрытых полостях двигателя.
5. Выводы по результатам экспертизы
Все исследованные промывочные составы показали свою эффективность в плане очистки масляной системы двигателя.
Четко выделяется более высокая эффективность двухсоткилометровой промывки (препарат № 7) по сравнению с десятиминутными , что подтверждается лучшим уровнем очистки двигателя от органических отложений и продуктов износа, а также отсутствием влияния на вязкостные характеристики масла и, следовательно, отсутствием каких-либо ограничений на режимы работы двигателя в присутствии этого препарата.
Препарат № 6 дополнительно к высокому качеству промывки обеспечил резкое снижение дальнейшего загрязнения, по-видимому, путем нанесения защитной пленки на поверхности масляной системы.
Препараты № 3, № 4, № 5 при вводе в моторное масло дают резкое снижение рабочей вязкости, очевидно, для обеспечения уменьшения адгезионной способности и улучшения качества очистки. Однако это требует обеспечения режимов малых нагрузок либо холостого хода при обработке двигателя, а также обеспечения максимально полного слива старого масла, содержащего промывочный состав. Так, даже при сливе старого масла в течение 8 часов, наблюдалось некоторое снижение рабочей вязкости свежего масла при его смешении с остатками старого масла, сохранившимися в скрытых полостях двигателя.
Фотографии поддона картера до и после промывки препаратом "Энергия 3000"

Фотографии клапанного механизма до и после промывки препаратом «Энергия 3000»

Фотографии фильтрующего элемента после загрязнения и после очистки препаратом «Энергия 3000»

|